Суббота, 18.05.2024, 15:27
Приветствую Вас Гость | RSS

ФандИ

Категории раздела
Реклама
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 113
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » физика

Дистанционное обучение школьников (проблемы и перспективы)

Эта статья на Яндекс.Дзен

Дистанционное обучение

Викепедия определяет дистанционное обучение так: «Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения)».

В нашей стране дистанционное обучение осуществляется согласно приказу 9 января № 2 Зарегистрирован в Минюст России от 04 апреля 2014 г.N 31823

Согласно этому приказу «образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся», «образовательное учреждение устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ»

Формы проведения дистанционного обучения в приказе не прописаны - это свобода выбора учреждения.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение доступа к образовательным и информационным ресурсам России и мира для школьников и педагогов, сохранение малокомплектных школ, развитие информационной образовательной среды и др. 

Дистанционное обучение  -  это

  • новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.  Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном,  а часто и совсем,  отдалены от преподавателя в пространстве и (или)  во времени,  в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств  телекоммуникации.
  • совокупность информационных  технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.
  • новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео, аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.
  • интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и  между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала).

В последние годы все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанных на:

  • интерактивном телевидении (two-way TV);
  • компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (с использованием текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
  • сочетании технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Самый распространенный  способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.

Принципы  и средства дистанционного обучения.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.

Принцип интерактивности.

 Современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.

Принцип стартовых знаний.

 Для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания  и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.

Принцип индивидуализации.

 В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

В настоящее время дистанционное обучение дает большие возможности для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащимися, находящимися на домашнем обучении или длительно болеющими. При использовании дистанционного обучения решается проблема гибкого графика обучения, занятия проходят в любое время, с любой интенсивностью. Начало и темп подачи учебного материала проходят индивидуально. Обучающиеся могут изучать материал в режиме «онлайн». Решается проблема отставания в изучении учебного предмета длительно болеющими детьми. Учителя могут свободно размещать свои презентации, рекомендации, тестовые и творческие задания, проводить «онлайн – консультации». Свои материалы они могут размещать на сайте школы в разделе «Дистанционное обучение», на собственном сайте учителя.

Свойства форм дистанционного обучения

Наиболее существенные свойства современных дистанционных форм обучения:

  • Опора на средства новых информационных технологий
  • Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения
  • Наличие развитой среды обучения
  • Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями
  • Коммуникативная направленность, применение коллективных форм обучения

Опора на средства новых информационных технологий

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают слушателю, с одной стороны, быстрее и глубже освоить учебный материал, с другой стороны дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:

  • электронная почта
  • телеконференции
  • пересылка данных (FTP-серверы)
  • гипертекстовые среды (WWW-серверы)
  • ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы),
  • видеоконференции

С помощью каждого из этих типов взаимодействия слушателя и преподавателя решаются специфические учебные и дидактические задачи. Отметим, что перечисленные средства могут использоваться в совокупности, или же более развитые виды общения могут как частный случай обеспечивать более простые телекоммуникационные механизмы (например, общение через WWW-серверы может включать посылку писем и файлов, иметь механизм обсуждения общих тем по типу телеконференций).

С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учениками (рассылка учебных заданий, вопросы к обучаемым и преподавателю). Электронная почта намного облегчает преподавателю массовую рассылку материалов, позволяет отслеживать историю переписки со слушателями.

Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением преподавателя, выступающего в роли модератора. Преподаватель формулирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений. Участники телеконференций могут просматривать поступившие сообщения, присылать свои собственные письма (сообщения) в конференцию, принимая таким образом участие в дискуссии.

Услуги FTP-серверов могут потребоваться при пересылке данных (файлов), в том числе больших размеров. FTP-серверы располагают удобными функциями для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылками (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет может готовить набор ссылок на WWW-страницы, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этими материалам.

Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения видеоконференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями "в живом эфире", имея при этом возможность общения со слушателями. Такие лекции высококвалифицированных специалистов весьма популярны в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи.

Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. В традиционной системе обучения слушатель периодически получал учебные и методические материалы и отсылал свои решения преподавателю. Обычно периодичность общения из-за медленной работы почты составляла не более одной посылки в месяц. Электронная почта работает значительно оперативнее - письма здесь идут считанные минуты. Тем самым обучаемому предоставляется возможность оперативной связи, а преподавателю - возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Наличие развитой среды обучения

Средства новых информационных технологий обеспечивают обучаемых разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:

  • компьютерные обучающие программы
  • электронные учебные пособия
  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний
  • электронные справочники и энциклопедии
  • учебные аудио и видеоматериалы
  • информационные материалы, размещенные в сети Интернет

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение и освоение учебного материала. Именно здесь требуется сосредоточить внимание разработчиков дистанционных курсов. Разработка подобных средств обучения весьма трудоемкий и длительный по времени процесс. Но именно в создании современных средств обучения заложены источники повышения эффективности дистанционных форм обучения.

Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Также представляется обедненной трактовка обучения как процедуры выработки необходимых навыков и умений. Разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Более того, во многих курсах присутствуют простая передача сведений учебного характера (учебного материала) и процедуры выработки требуемых умений и навыков, формирование на их основе развитых видов деятельности. Однако учебные цели здесь более широкие - формирование творческой личности, развитие личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способностей к постоянному развитию и самосовершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности.

Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простые по уровню применяемых педагогических подходов образовательные курсы. В дистанционном режиме достаточно естественно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированных на развитие творческих способностей обучаемых.

 

Коммуникативная направленность, применение коллективных форм обучения

Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не исключает возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении. В дистанционном образовании стали широко применяться методы коллективной работы, метод проектов. Такие методы ориентированы на развитие коллективных форм деятельности, повышение творческой активности обучаемых, активизацию творческих способностей личности и коллектива.

Традиционное заочное обучение носило явно выраженный индивидуальный характер. В современном дистанционном образовании стало возможным реализовывать коллективные формы деятельности, организовывать дискуссии не только в режиме "преподаватель-ученик", но и широкие коллективные конференции в группе или открытом информационном пространстве.

Методы проектной деятельности базируются на коллективной работе, требующей взаимодействия многих участников. В этом проявляется коммуникативная основа дистанционного образования. Подобной возможности практически не существовало в традиционном заочном обучении. В качестве иллюстрации коллективной деятельности можно привести примеры многочисленных международных телекоммуникационных проектов из области экологии, политологии, культурологии, в которых участвуют школьники разных стран. В настоящее время существуют постоянно действующие образовательные сети, имеющие свои информационные страницы в Интернет.

Практика применения

 

В 2013-2014 учебном году во втором полугодии на школьном сайте было реализовано, в качестве пробного, курс «Решаем ЕГЭ. Физика». В нем содержится 6 заданий из часть А и одно задание части В. Также присоединен тест «Термодинамика» сделанный в docs.google.

Предполагалось что учащиеся скачав задания и решив их сдают учителю или пересылают ему по электронной почте.

Ответы на тест «Термодинамика» можно посмотреть в гугл документах. Ниже приведена памятка для обучающихся «как начать работать с курсом».

Способы применения элементов  ДОТ

Как можно реализовать элементы ДОТ:

  1. Через сайт школы или учителя как показано выше.
  2. Через ЭЖ.
  3. Среда для ДО пример MOODLE

В первом случае к выше изложенному можно добавить на сайт презентации (преобразованные из ppt в  с помощью iSpring Free) и набирающие стремительно популярность видео уроки (вылаженные например на YouTube).

Во втором случае в ЭЖ присутствует модуль ДЗ, ТЕСТЫ и есть форум.

В третьем случае либо нужно интегрировать MOODLE в сайт или развернуть как отдельный сайт.

Выводы

Проблемы ДО следующие:

  1. Ограничение возможности консультации между учителем и учеником.
  2. Высокая себестоимость курса (аудио- и видеоматериалов). Созданные энтузиастами обычно низкого качества.
  3. Зависимость от коммуникационной структуры (интернет и т. п.)
  4. На начальном этапе большие затраты времени и сил (создание курса)
  5. Не желание учеников обучаться дистанционно (или неумение учиться самостоятельно).

Плюсы ДО:

  1. Более низкой стоимости образователь­ных услуг;
  2. Гибкие сроки об­учения;
  3. Возможности параллель­ного обучения в различных общеобразовательных учреждениях;
  4. Независимость ученика от географического расположения школы.

 

Категория: физика | Добавил: BEN (22.08.2014)
Просмотров: 616 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
YouTube
Я.Дзен
zen.yandex.ru/id/5ea510488b8c7b4d24376632
Время жизни сайта
Участник
конкурс сайтов

Бедарев Евгений 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz