Эта статья на Яндек.Дзен
Информатизация школы переживает своеобразные этапы. Эти этапы можно связать или с внедрением новых программных продуктов, или с техническим перевооружением. При этом очень часто мы можем наблюдать движение от энтузиазма и эйфории по поводу новшества к остановке на определённом уровне и угасанию энтузиазма и использование по инерции.
Почему же так происходит?
При использовании информационных технологий (ИТ) учителем можно выделить несколько элементов, от которых зависит эффективность применения этих технологий. Это:
- Наличие техники и её качество.
- Наличие программных продуктов (ПП) и возможность их приобретения.
- Соответствие программных продуктов программе по предмету и возможность применения их на уроке.
- Уровень пользовательских навыков учителя.
- Возможность получить квалифицированную помощь.
- Поддержка при инсталляции и освоении интерфейса ПП со стороны специалиста (системного администратора или учителя информатики).
При отсутствии каких-либо элементов освоение ИТ проблематично и невозможно формирование информационно-коммуникационной культуры педагога. Конечно, подпитку учителю дают курсы повышения квалификации в области ИКТ, но и они без практики, без постоянного применения полученных знаний, не всегда приносят желаемого результата.
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения, системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Основными компонентами информационной культуры личности являются: информационное мировоззрение, информационная грамотность и информационная компетентность. Поэтому к индикаторам информационной культуры педагога следует отнести:
• владение традиционными и электронными способами поиска, обработки, представления, управления и хранения информации;
• умение работать с большим объемом сведений, основными типами документов, видами изданий в области образования;
• знание методов аналитико-синтетической обработки документов и использование их в работе;
• умение осмыслить и сохранить полученную и переработанную информацию, а при необходимости передать ее для коллективного использования;
• навыки работы на персональном компьютере;
• знание основных принципов обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и пр.) и применение их в профессиональной коммуникации и информационном обмене;
• умение формировать у ученика необходимый уровень информированности в изучаемой области;
• способность планировать свою педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРИКАЗЕ от 26 августа 2010 г. N 761н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ В РАЗДЕЛЕ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ"
Пишет следующее: «Учитель должен знать: основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием»
Кажется как мало надо знать учителю из области ИКТ, но ОСНОВЫ РАБОТЫ для каждого свои. А в современном информационном мире этих навыков уже не достаточно.
В свете внедрения ФГОС предполагается широкое внедрение новых технологий, прежде всего информационно-коммуникационных. Отсюда вырисовывается новая цель современного образования: сформировать новую образовательную систему, которая должна стать главным инструментом социо-культурной модернизации общества. Это не только технологическая модернизация, но модернизация в умах, привитие новых стереотипов поведения.
- Новые технологии фактически формируют новые условия развития образования.
- Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
- Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
- Дистанционность.
- Мобильность.
- Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ.
- Интерактивность.
- Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
Содержание образования должно охватить систему духовно-нравственных ценностей, систему научных представлений по предмету, систему универсальных учебных действий, т. е. мы должны сделать знания действенным инструментом в руках каждого ученика.
Возникает вопрос, как достичь поставленных целей.
Ответ на этот вопрос дается в стандартах. «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой». Информационно-образовательная среда (ИОС) – это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Из этого определения видно, что ИОС выступает одновременно и как условие, и как средство формирования новой системы образования.
Нельзя ставить знак равенства между ИОС и внедрением информационно-коммуникационных технологий. Конечно, без ИКТ-технологий невозможно развитие, но понятие ИОС – гораздо шире. Это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуальной и социально развитой личности.
ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих систем:
- информационных образовательных ресурсов;
- компьютерных средств обучения;
- современных средств коммуникации.
- педагогические технологии.
Применение ИКТ в образовательном процессе современной школы
Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
для поиска информации, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и Opera, различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д;
для работы с текстами, использовать пакет основных прикладных программ MicrosoftOffice: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel - выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать буклеты, брошюры и т.д.
для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0) или он-лайн сервисы;
для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);
для общения (электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);
для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD программы для просмотра и создания как растровых так и векторных изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.
Информационная культура преподавателя – это компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере образования.
Другими словами в современном информационном обществе востребован педагог-профессионал, обладающий высоким уровнем развития профессиональной компетентности, информационной культуры, конкурентоспособности.
Скачать буклет икт компетентность можно здесь
Скачать буклет нетикет можно здесь
Скачать Тест на определение уровня информационно–коммуникационной культуры можно здесь
|